Аналізувати погляди наших істориків на середньовічну Русь - саме задоволеня. Бо яких лише емоцій при цьому не переживеш: подив, гнів, захоплення, страх, розчарування, надію, радість...
Все це від того, що, як це не дивно, історію Русі ІХ-Х сторіч детально і незаангажовано ніхто ніколи не вивчав - більше політикою займалися. Пропонуємо подивитися на процес багаторічного замулуювання академічною наукою нашої давньої історії збоку. З позиції сторонього спостерігача-аматора. Дуже цікаво.
ПАВЛО ПРАВИЙ
из книги
КРЕЩЕНИЕ ЛОЖЬЮ
Законы истории неумолимы.
Любые сколь-нибудь значительные события в жизни народа имеют свои
причинно-следственные связи. Проще говоря, в более или менее крупном
историческом масштабе, ничего не происходит просто так – все события
подготавливаются предыдущей историей народа, имеют экономические, социальные,
культурные предпосылки. В философии это называется «базисом».
Соответственно и такое важное событие, как смена
религии, более того – принятие государственного вероисповедания должно было
состояться лишь тогда, когда общество до этого «дозрело». Собственно, принятие
христианства ученые напрямую связывают с утверждением в этом самом обществе
феодальных отношений.
Согласно теории
общественно-экономических формаций, христианство (якобы) утверждается лишь там,
где феодализм победил рабовладение.
Первым христианскую
религию, как государственную принимает Великая Армения при царе Трдате III в 301 году. И именно к началу IV века относят оформление в этой
стране феодальных отношений. В Грузии феодализм начал устанавливаться в ІІІ ст., а принятие христианства как
государственной религии относится к веку IV (326 год). В Позднем Риме феодальная
система зарождается в IV веке и обратите внимание на то, когда христианство в империи
стало государственной религией.
Сейчас не будем
дискутировать о том, насколько верна теория общественно-экономических формаций
и имеются ли примеры «чистых» феодальных или рабовладельческих систем,
поскольку это – отдельный большой вопрос. Любой любитель истории возразит, что
в классических рабовладельческих государствах существовал слой свободных крестьян,
которые были производителями основной
доли тогдашнего ВВП, так же, как в считающихся эталонными феодальными системами
государствах имелась значительная доля рабов. Дело тут в общей тенденции, а она прослеживается
достаточно четко.
О христианстве как
идеологической опоры именно феодальной системы, настолько иерархичной, что в
ней, в отличие от «капитализма» или даже «рабовладения» практически не
существует «социальных лифтов», написано немало и убедительно. Античные боги –
якобы – не давали четкого ответа на вопрос об отношениях между плебсом и
аристократией вообще, и в отношении статуса верховной власти в частности.
Христианство же проповедовало божественности императорской (королевской,
княжеской, герцогской, царской, ect.) власти. Вообще любой власти.
То же касается и Руси.
Пока, по мнению академиков, Русь в социально-экономическом развитии оставалась
на уровне родоплеменного строя, вера в Перуна, Волоса, Стрибога, Мокошь и
других божков элиту устраивала. И лишь с усилившейся имущественной дифференциацией,
с возникновением централизованной княжеской (и великокняжеской) власти, с
эволюцией родовой знати в бояр-землевладельцев старые религиозные системы
перестали соответствовать «реалиям времени».
Ключевой вопрос: имелись
ли социально-экономические предпосылки в Руси для модернизации
религиозно-мировоззренческой? Иными словами, если к Х веку феодализм, хотя бы и
«ранний», в Киеве был в основном построен, значит, принятие христианства имело
прочные основания. Если же нет, тогда прорыв 988 года есть исторической
аномалией и является следствием каких-то личных амбиций, интересов и целей
князя Владимира. Бог ему сказал во сне. Примерно как Мухаммеду.
На первый взгляд, ответ
на этот вопрос прост. За многие десятилетия нас приучили к единственно верному
ответу. Так и прописано в учебниках, энциклопедиях, монографиях и
многочисленных статьях в Интернете:
«Дальнейшее
развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в
условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая
идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия
христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими
странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была
общая идейная платформа» (http://www.grandars.ru/college/filosofiya/kreshchenie-rusi.html).
Тут же нам любезно
расскажут о попытке князя Владимира как-то консолидировать религиозные системы
Руси, увязать разных богов вместе (это когда князь якобы поставил на замковой
горе принадлежащих разным племенам истуканов), и причину провала этой попытки
доходчиво объяснят – не выживают идолы при феодализме. И убедят, что другого
выхода как крещение у Руси не было.
Действительно, не было. И
из этого вроде бы логично вытекает, что было само крещение. И феодализм тоже
был, куда же без него, окаянного.
«Язычество не только разделяло
восточнославянские племена, но и противопоставляло на религиозной почве Русь
другим государствам. Ведь Византия и ряд соседних славянских стран, с которыми
Русь поддерживала тесные отношения, были уже христианскими (Болгария, Чехия,
Польша).
Официальное введение христианства на
Руси Владимиром великим в 988
г . Было подготовлено предыдущим историческим развитием
восточнославянских земель» (История Украины. Учебное пособие для 7 класса
общеобразовательных учебных заведений. Запорожье, Премьер, 2004).
Так учат наших детей.
Чтобы они проникались чувством национальной и расовой неполноценности: а то как
же – буквально все другие народы вокруг уже исповедуют «правильную» веру, т.е.
монотеизм, а наши пра-пра-пра…
Спрятавшись в дремучих
лесах, вшивые и грязные, предки наши молились каким-то чуркам деревянным,
камням да ручьям; прятались от цивилизованного мира, негодяи эдакие, не желая
«приобщаться». И только к тому времени, когда в Европе уже вовсю заканчивались
Темные века и наступал период Позднего Средневековья, наша отсталая Русь,
наконец, еле-еле дозрела до раннего
феодализма и, как следствие, принятия христианства.
Такой поход к трактовке
нашей с вами истории, увы, знаком. Нас этим кормили в течение нескольких
последних десятилетий. Даже не так – нескольких столетий, начиная с тех
благословенных времен, когда немецкие «специалисты», приглашенные в Российскую
империю немкой же, при полном попустительстве контрразведывательных органов
прокравшейся на императорский трон, написали для славян «историю», согласно
которой вся цивилизация к нам привнесена как раз этими же немцами. Впрочем, до
этого мы еще дойдем.
Читая чушь о том, что наша Родина якобы пребывала в
дикости, отставая от «передовых стран», вдруг понимаешь, что столкнулся с…
самым настоящим фашизмом. Да-да, именно так – с фашизмом, ибо краеугольным
камнем этой идеологии есть теория расового превосходства одного народа
(народов) и неполноценности другого (других).
И как иначе: Русь приняла
христианство последней в Европе, за исключением, может быть, далеких,
изрезанных фиордами, почти безлюдных земель Скандинавии. Соответственно, исходя
из законов исторического развития, это была совершенно дикая, социально и экономически
не развитая страна. Да и не страна вообще, а так – непонятно что – некая
аморфная субстанция, само явление которой выпадало из той же теории
социально-экономических формаций, которой до сих пор поклоняются мракобесы из
академий наук.
Так? Нет, оказывается, не
так! Как ни удивительно, сказания о том, что социально-экономические отношения
в Руси «дозрели» до принятия христианства лишь к концу Х века, наши ученые
умудряются соединять с не менее красивыми историями про то, что
«В X в.
Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и
торговли, духовной и материальной культуры» (http://www.grandars.ru/college/filosofiya/kreshchenie-rusi.html).
Да как же так, уважаемые?
Даже школьнику понятно, что, прежде чем стать «сильным» феодальным государствам, Русь должна была сначала стать
государством, хоть и не сильным, но опять же – феодальным, ибо
первобытно-общинный и родоплеменной строй государства не знают. А там, где
феодальные отношения, там – христианство. Или ислам. Или даже иудаизм, но
обязательно – монотеизм. Так нас учат те же академики. Те же академики учат,
что лица, поклоняющиеся деревьям, ручьям и вырезанным из липовых колод
истуканам не могут создать что-либо, называемое предметами высокой духовной
культуры. В школьных учебниках черным по белому пишут, что
«С
христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство
(изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление книг) церковное
хоровое пение, развилась архитектура, каменное строительство, художественные
ремесла мозаики и изготовление стекла, фрески, иконопись и пр.» (История
Украины. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений.
Запорожье, Премьер, 2004).
Ах, какая отсталая Русь!
Бумаги, видите ли, до прихода христианских попов, убогие славяне не знали! Да и
зачем им бумага, ежели они писать не умели? О «руническом письме»
горе-историки, видимо, никогда не слышали. О таинственных «чертах и ризах» - тоже.
Арабские средневековые авторы, жившие за тысячи километров от Киева, о них
знали, а наши украинские ученые, рассказывающие об истории украинским
школьникам, нет?
Авторам с умными и
честными глазами, надобно бы знать, что в Европе бумага, причем, как очень
большая редкость, появилась лишь в ХІІ веке. Надобно бы рассказать детям, что
вплоть до XV века большинство книг изготовлялось из пергамена и велени.
Стекла наши предки тоже
не знали. Вернее, знать-то знали – завозили из «цивилизованных стран», прежде
всего – Византии, но сами делать не умели. Так практически во всех справочниках
и написано. Правда ли это? Нет, уважаемый Читатель, это – выдумки
последователей бесноватого фюрера и его министра пропаганды.
«…в
специальном трактате о художественных ремеслах, составленном ученым
монахом-пресвитером Теофилом из монастыря Панталеоне в Кельне (Х - ХI в.в.) автор описывает технику ремесел на основе
собственных наблюдений. Он называет разные страны, которые славились
художественными производствами, среди них Византия, Аравия, Русь, Италия,
Франция, Германия» (http://world.lib.ru/c/chernjak_l_m/steklo.shtml).
Обратим внимание: в Х
веке Русь не просто имела эту, по тем временам, сложнейшую технологию, но и славилась высоким качеством продукции! А
это предполагает наличие многолетней культуры производства с собственными,
тщательно оберегаемыми от конкурентов секретами и традициями. И пришедшие в
Киев в конце века греческие попы здесь совершено ни при чем. Вернее, не так:
нашим «историкам» приказано учить украинский народ тому, что попы как раз и
«при чем», что без них не было у наших предков культуры, что без греческого
православия на улицах Киева и Полоцка волки выли.
Как все эти противоречия
разрешить? Как верстать взаимоисключающие рассказы о Киевской Руси этих наших
пиратов от истории? Как объяснить?
Потерпите, уважаемый
Читатель, объясним. Аргументировано и логично. И докажем, что Русь все же не
была европейскими задворками до славного 988 года, как в этом нас пытаются
убедить некоторые продажные «историки». Всему свое время.
А пока возвращаемся к
непростой теме социально-экономических предпосылок «христианизации» Руси.
И вот теперь вопрос:
когда же феодальные отношения зародились и когда укрепились в Руси? Когда
возникли эти самые предпосылки христианизации? Когда бородатые славяне вылезли
из землянок и начали строить города, корабли, дворцы, засечные черты, оружейные
и ювелирные мастерские, библиотеки и крупнооптовые купеческие лабазы?
Ответ потрясает. И
раньше, и до сих пор отечественные историки не смогли четко определиться с
ответом на этот вопрос! Более того, вплоть до 30-х годов минувшего века само
существование феодальных отношений в Руси не было доказано! Вдумайтесь,
уважаемые: на дворе – ХХ век. Американцы изобрели холодильник и телевизор. Коммунисты
– концлагеря и колхозы, а нацисты – газовые камеры и крематории. Англичане расшифровали
египетские иероглифы; моравский еврей Фрейд разработал теорию психоанализа и
практику употребление кокаина, а львовский еврей Лилиенфельд – транзистор. У
нас же так и не нашли однозначного ответа на один из фундаментальных вопросов
прошлого!
Граждане историки!
Академики и профессора! Неужели вас такой провал в академической науке не
поражает? Неужели не мучит вопрос: почему?
Претензии наши очень
вески: как господа и товарищи историки, все эти Соловьевы, Ключевские,
Грушевские, Вернадские, Погодины, Костомаровы изучали историю России, Украины,
Беларуси, если не имели представления о том, когда и как у нас сформировались
социальные группы феодалов и зависимых крестьян? Это прохожему на улице все
равно, а историк ведь, даже если это студент первого курса истфака, понимает
всю важность проблемы!
Ладно, царские времена.
Тогда теория общественно экономических формаций, мягко говоря, не вызывала
восторга в российской академической науке. Потому подавляющая часть ученых мола
не задумываться, над тем, чего там в Руси развивалось, какой базис, какая
надстройка. Но в 1917 году власть в стране захватили приверженцы марксизма-ленинизма
и…
И ничего. Как не было
четкого определения типа социально-экономических отношений в Руси, так и не
появилось. Отечественные ученые занимались чем угодно, вплоть до поиска черт
коммунизма в Китае периода восстания «желтых повязок», но Киев периода Х века
их почему-то не интересовал. Теорию классовой борьбы в те годы пристегивали к
чему угодно, вплоть до кражи крестьянами хвороста из господского леса и
забредшим на помещичье поле мужицким коровам. А история Киева IX-X вв. оставалась своеобразным «табу».
И опять мучит тот же
вопрос: да почему же?!
Но вот, наконец, на
горизонте появился выдающийся советский ученый Борис Дмитриевич Греков,
который, наконец, эти льды торосовые
взорвал. Появился не просто так, а «по высочайшему соизволению», ибо,
как это часто бывает, в дело вмешалась высокая политика. Это настолько
интересно, что мы позволим себе немного отвлечься, дабы на подходящем примере
проиллюстрировать, насколько историческая наука важна, и какую роль она может
сыграть в судьбах целых народов.
Отношение товарища
Сталина к исторической науке известно всем и давно. Иосиф Виссарионович
определял историю как науку политическую.
И прав был, конечно. При Сталине использование историографии как инструмента
политики и даже геополитики было возведено в систему.
Российская империя, а
потом и СССР всегда претендовали на черноморские проливы. Они на многое
претендовали, но проливы стояли, пожалуй, на первом месте, ибо захватив их,
российские властители превращали Черное море во «внутреннее» с дальнейшими перспективами
завоевания (присоединения) земель на запад и юг от Понта. Босфор и Дарданеллы же
контролировала Турция.
Понятно, товарищ Сталин
собирался эту дикую несправедливость исправить, при необходимости – войной,
благо, внешнеполитическая ситуация того времени благоприятствовала, - Англия и
Франция были заняты борьбой с набирающим силу гитлеровским режимом и вряд ли бы
смогли, как в середине XIX века, воспрепятствовать очередному исправлению границ
на пользу советской империи.
Однако ни один агрессор
себя агрессором никогда не называл. Он всегда от кого-то защищался или кого-то освобождал.
Наполеон в 1812 году освобождал русский народ от крепостного рабства;
Российская империя в 1877 году – «братьев-славян» от турецкого ига; СССР в 1940
году финских трудящихся от империалистов, конечно, по просьбе сформированного
перед этим в Москве правительства Финляндской Демократической Республики главе
с членом Политбюро ЦК ВКП(б) тов. Куусиненом; нацистская Германия защищалась в
1939 году от «подлого нападения» поляков на немецкий город Гляйвиц…
Для Российской империи
идеологическим обоснованием войн за земли на Кавказе и Балканах, принадлежавших
Турции, являлась придуманная некогда в Москве теория «преемственности»
Византийской империи. Ключевым был здесь вопрос православия, дескать, с
захватом турками Константинополя, роль лидера православного мира перешла именно
к московским царям. По этому поводу был даже присвоен герб Восточной Римской
империи – двуглавый орел и введена в оборот теория «Москва- Третий Рим».
Готовя большую войну,
Сталин не стал изобретать велосипед. Идея через легенду Крещения Руси
Владимиром именно от Константинополя обосновать претензии на сам
Константинополь, получает новый толчок.
В 1936 году начинается
крутой поворот в сторону «замирения» власти с Церковью. Была запрещена пьеса
Демьяна Бедного «Богатыри» - «за глумление над крещением Руси», а в 1939 году
принято закрытое постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о запрете преследования
православных священников (именно – православных – положение католиков,
греко-католиков, мусульман оставалось тяжелым) – своеобразный «подарок» на
юбилей «крещения».
Вот тут и выяснилось, что
идеологическое обоснование строить не на чем. Что минуло 950 лет со дня
«крещения» Руси, что через десять лет Иосифу Виссарионовичу надо было
праздновать 500-летие Русской православной Церкви, а стройной научной концепции
христианизации древнего Киева не было. Не проводить же идеологическую обработку
комсомольцев с помощью Жития св. кн. Владимира!
Нехорошо, - сказал сам
себе Иосиф Виссарионович, и «поставил вопрос». Немедленно Политбюро и ЦК дали
«зеленый свет» изучению вопросов, ранее по причине жестокой борьбы с «поповским
мракобесием», пребывавшим в опале.
Вот в таких условиях и
появился ученый, который совершил настоящий переворот в науке, сравнимый разве
что с изобретением пенициллина.
«Именно он
первым доказал существование феодальной формации в Киевской Руси» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Греков,_Борис_Дмитриевич).
Случилось это не абы
когда, а в 1939 году. Революционная монография называлась «Киевская Русь» и за
нее автор получил Сталинскую премию, что само по себе говорит о многом тем, кто
ориентируется в реалиях того времени. Правда, кое-где нет-нет, да и прозвучит
едва слышно, что Греков не всегда писал то, что думал, что определенное
давление со стороны властей
«… заставило
Грекова прибегать к научным компромиссам, писать работы «на заказ». В частности
это отразилось на его работах, посвященных социально-экономическому развитию
восточных славян в сутки Средневековья, возникновению и развитию феодальных
отношений в Киевской Руси»
(http://nado.znate.ru/Греков_Борис_Дмитриевич#link3).
Вот вопрос: если бы
товарищ Сталин проморгал, если бы не заметил несоответствия положения вещей
(вернее их отсутствие) в истории Киевской Руси, если бы Борису Дмитриевичу, на
которого в НКВД имелся очень интересный материал о его взаимоотношениях с
бароном Врангелем, не заказал труд, проникнутый «…идеологией марксизма-ленинизма и сталинизма» (там же); если бы не
канун празднования знаменательной даты, празднования, давшего старт политике «борьбы
за византийское наследство; неужели
отечественный исторический бомонд и дальше игнорировал бы вопрос, почему Русь –
единственное в мире государство,
социально-экономическая система, которого суть туманная мгла?
Что же там «разработал»
товарищ Греков?
«В
результате своих исследований Б. Д. Греков выделил переходный период от
родового строя к феодальному. У восточных славян он продолжался с VI по VIII
век. В это время, по мнению Б. Д. Грекова, происходило разложение
общинно-патриархального строя, развивалось имущественное и политическое
неравенство, на основе которого возникли классы. Именно в VI—VIII веках
появилась частная собственность на землю, стали развиваться крупное
землевладение и эксплуатация землевладельцами крестьян-общинников. Тогда же
появились и первые восточнославянские политические объединения. Б. Д. Греков
писал: «IX век застает завершение этого процесса в форме огромного Древнерусского
раннефеодального государства. В течение IX—XI веков при активном содействии
надстройки происходит дальнейшая феодализация древнерусского общества» (http://bibliotekar.ru/rusNovgStrazh/5.htm).
Ура академику!
Наконец-то, так сказать, эврика посетила фундаментальную науку! Наконец факт
существования феодализма в Руси доказан! Есть социально-экономический базис
принятия крещения Руси от Византии! Дальше – проще. Осознав, что следовать по
пути марксизма-ленинизма-сталинизма куда как прибыльно, престижно и безопасно,
позиции Б.Д. Грекова тут же разделили другие корифеи советской исторической
науки.
«Концепция
Б. Д. Грекова была поддержана большинством советских историков и получила
дальнейшее развитие в трудах академиков М. Н. Тихомирова, Л. В. Черепнина, Б.
А. Рыбакова, многих других ученых. Все советские историки солидарны в том, что
в своем развитии Россия прошла этап феодальной общественно-экономической
формации» (http://www.novsu.ru/dept/1107/i.962746/?id=423860).
Вот тогда и появился
тезис о сильном феодальном государстве, вознесшемся к Х веку на практически
недосягаемую высоту и которое требовало смены многобожия на монотеизм. Даже
сейчас, несмотря на попытки отдельных товарищей поколебать позиции школы
Грекова, она остается огромным, правда, чуть потрескавшимся колоссом.
Тему бросились развивать
и совершенствовать многие и лучшие умы советской историографии.
Михаил Николаевич Тихомиров
аккурат в 1939 году защитил докторскую диссертацию. На тему Киевской Руси. С
1934 года исполнял обязанности профессора на историческом факультет МГУ. Но вот
до книги Грекова ему в голову не пришла мысль поднять вопрос о том, имел ли
место феодализм в Киеве Х века, или там с момента захвата града Олегом начали
возведение коммунизма.
Борис Александрович
Рыбаков (никакой иронии!) – глыба советской историографии и археологии. В 1939
году защитил кандидатскую. Тоже по Киевской Руси. На то время он уже восемь лет
работал в (держитесь крепче!) отделе раннего
феодализма Государственного исторического музея! Во как: феодализма в
Киевской Руси до 1939 года не видели, а отделы, кафедры, направления в
институтах и музеях имели! Чем же они все там занимались, десятки кандидатов,
доцентов, докторов? Аспирантками?
Одновременно с
«раскруткой» новой теории начались гонения на т.н. «школу Покровского». Михаил
Николаевич Покровский, профессор, «глава исторической марксистской школы в
СССР, главное, член РСДРП-ВКП(б) с 1905 года, заместитель наркома просвещения
РСФСР, старался, как мог. Мы не будем сейчас говорить о его роли в
многочисленных арестах профессорско-преподавательского состава институтов и
университетов в 30-е годы – это отдельная невеселая тема. Сейчас мы говорим об
эволюции его научных «воззрений».
В полном соответствии с
марксистской теорией, он пытался найти черты рабовладельческой формации в Руси,
которая должна была сменить родоплеменной строй. Плюс, мучимый
неудовлетворенным ура-патриотическим чувством, сей «ученый» выдвинул смелую
концепцию, которая (пер. с украинского наш, П.П.):
«…предусматривала
отрицание существования государственных институтов периода Киевской Руси. А
поскольку государство должно носить исключительно классовый характер, то
появление его следует отнести ХVІ ст.
Древняя Русь для него была не
«продуктом» внутреннего развития, а следствием внешнего толчка, который оказали
в своем движении на юг норманны»
(http://www.rusnauka.com/2._SND_2007/Istoria/19352.doc.htm).
И не угадал. Проспал
новые веяния. Сам же в докладе «Общественные науки в СССР за 10 лет» определял
историю, как «… политику, опрокинутую в
прошлое», и не сумел вовремя определить, когда политическая необходимость
заставила советскую историческую науку переступить через теорию развития
социально-экономических формаций, отправив Киевскую Русь из родоплеменного
строя, минуя рабовладение, прямо в феодализм. И кому же, как не «красному
историку» с дореволюционным партийным стажем знать, что большевикам (на
определенном этапе) была глубоко безразлична национальная составляющая. Это в
царские времена выкладкам профессора о зарождении Государства на землях
восточных славян лишь в XIV веке, когда
существовала Москва, а Киевской Руси уже не было, аплодировали бы
наимахровейшие русские шовинисты.
Но у пролетариев, как
известно, Отечества нет, соответственно и у самой «пролетарской» из всех партий
– тоже. Не помогло Покровскому старание расписать Малороссию как край, в
котором живет народ, исторически не способный на создание своего государства;
не помогло похвальное стремление переписать честь создания государства на
Москву периода хана Тохтамыша – товарища Сталина и других товарищей в Политбюро
интересовали совсем другие теории и концепции.
Впрочем, и у последователей Грекова недолго музыка
играла… Пока существовали СССР и власть коммунистов, концепции
марксизма-ленинизма поддерживались всей мощью репрессивного аппарата. Пусть бы
попробовал кто-то выступить против классового подхода в изучении истории. Игорь
Яковлевич Фроянов, например, испытал на собственной шкуре все прелести
отклонения от «генеральной линии».
«Представители
школы Грекова, многие из которых были вооружены академическими званиями, -
Б.А.Рыбаков, В.Т.Пашуто, Л.В.Черепнин - очень ревниво относились к тому, что
писали и утверждали. А тут вдруг в исторической науке нежданно-негаданно
появился новый человек, который начал все ими написанное (горы книг!)
переиначивать, поворачивать дело так, что их идеи теряли монополию в науке. Но
они считали, что все должно быть так, как у них, что существует созданная ими
единственно правильная марксистско-ленинская концепция истории Киевской Руси,
отходить от которой ни в коем случае нельзя. Моя докторская диссертации три
года «висела» в ВАКе, ее не утверждали, обвиняя меня как раз в отходе от
марксизма. А.М.Сахаров, которого я уже упомянул, являлся тогда в ВАКе
председателем экспертной комиссии. Я его спрашивал, какие претензии к моей
работе. Он отвечал, что дело в отходе от ленинской концепции.» (http://ruskline.ru/analitika/2011/06/21/ya_schitayu_sebya_po_umonastroeniyu_pravoslavnym_chelovekom/).
Спасибо хоть не посадили.
За антисоветчину.
А потом наступили времена
другие. И тут оказалось, что, несмотря на многолетние «исследования», теория
развития феодализма в Руси не подкреплена ни письменными, ни нумизматическими,
ни археологическими источниками. Не было чего подтверждать? Было, мы позже к
этому вопросу вернемся. Тут другое: чем все эти академики и профессора
занимались вместо поисков «железобетонных» доказательств? Докторантками?
Слабину в концепциях
«маститых» учуяли мгновенно. Трещины в монолите колосса разглядели. И тут же
принялись их долбить. Безжалостно. Цинично. Нагло. Выяснилось, что колосс, как
ему и положено, стоит на ногах из настоящей, первосортной глины.
В первых рядах выступил
уже упоминавшийся нами ученый:
«С новой
концепцией общественного строя Древней Руси выступил И. Я. Фроянов.
Скрупулезный анализ источников привел его к общему выводу, что Киевская Русь не
была феодальным государством, а лишь стояла на пороге возникновения феодальных
отношений» (http://bibliotekar.ru/rusNovgStrazh/5.htm).
Игорь Яковлевич потому и
не был посажен, что не отрицал классовую теорию как таковую. Нет, он лишь
отрицал способность наших предков создать цивилизацию, имевшую определенную
социальную структуру, сиречь, классовое неравенство. Ту, которая в Европе и
Азии. Ту, которая создала дворцы и замки, церкви и мосты, армию и флот,
налоговую систему и рыцарские латы, литературу и пояс верности, трехполье и
множество других хороших и не очень вещей.
Взгляды И.Я. Фроянова
разделяют многие современные историки как в России, так и в Украине. Например,
кандидат исторических наук, профессор Новгородского государственного
университета и даже Почетный работник высшего профессионального образования
Российской Федерации Андреев Василий Федорович в своей книге «Северный страж
Руси. Очерки средневекового Новгорода» указывает, что, по его мнению
«…в гораздо
большей степени, чем концепция Б. Д. Грекова, находит опору в показаниях
источников» (http://bibliotekar.ru/rusNovgStrazh/5.htm).
Красивая фраза. Научная.
Сразу видать маститого историка, обремененного не только научными степенями и грамотами
Министерства образования РФ. Но мы будем бдительны и зададим вопрос: о каких
источниках идет речь? Какие из них «не показывают»?
Археологические? Фроянов,
естественно, в первую очередь ссылается на них:
«Выдающийся
исследователь восточнославянских древностей И.И. Ляпушкин подчеркивал, что
среди известных нам жилищ «в самых разных районах лесостепной полосы нет
возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по
содержанию в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялось бы богатством.
Внутреннее устройство жилищ и найденный в них инвентарь пока что позволяет
расчленить обитателей этих последних лишь по роду занятий – на земледельцев и
ремесленников. Другой известный специалист в области славяно-русской
археологии, В.В. Седов, пишет: «Возникновение экономического неравенства на
материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет
отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в
могильных памятниках VI-VIII вв.» (И.Я. Фроянов. Загадка крещения Руси).
На кого рассчитаны эти
писания? Неужели на нас? А может, это в среде «маститых» научные дискуссии
ведутся на таком уровне?
Позвольте же нам,
господа, вставить свои «пять копеек от дилетанта». К сведению вышеназванных
товарищей и их сторонников, если сейчас пройтись по квартирам спальных районов
Москвы или Киева, то обнаружишь ту же картину, которую И.И. Ляпушкин наблюдал в
Новотроицком городище. Тамошние квартиры тоже не будут кардинально отличаться
друг от друга ни по бытовому, ни по хозяйственному инвентарю. Однако это вовсе
не означает, что в современном украинском (российском) обществе нет
имущественного расслоения. Просто поиски следует проводить на Рублевке или в
Буче.
Впрочем, археологические
раскопки Иван Иванович проводил отнюдь не в стольном граде, а в провинции.
Новотроицкое городище расположено, к примеру, в нынешней Сумской области, ряд
раскопок выдающий археолог провел в Липецкой, Курской, Белгородской областях,
которые ни по нынешним меркам, ни по меркам VIII-X
ст. к эпицентру цивилизации, да простят нас местные жители, никак не
отнесешь. Потому параллели проводит надо не с Москвой и Киевом, а, например
Енакиево Донецкой области. Кто-нибудь из академиков был в современном Енакиево?
Исследовал там бытовой инвентарь и архитектуру жилищ?
Для того, чтобы оттенить
выдающиеся мысли отечественных историков относительно методов определения
степени социально-экономического расслоения общества Руси, экстраполируем
ситуацию на иные земли. Вот Западно-Франкское королевство Людовика V – осколок империи Карла Великого.
Время – 987 год. Типичное поселение (по нашему – городище) состояло из
нескольких шатких, крытых соломой или камышом домов, топившихся «по-черному»,
колодца, сараев и пыльной площадки для сходок. Все это окружалось частоколом.
Значит ли это, что у
франков конца Х века не было имущественного расслоения? Никак нет! Ибо барон
(герцог, граф, маркиз) и прочая подобная братия проживали в замке. Собственном.
Замок этот, как правило, стоял далеко от деревень черни, дабы было время на подготовку
обороны, вздумает эта самая чернь взбунтоваться; на холме или другом удобном
для обороны месте. Плюс отдаленность от крестьянских городищ не оскорбляла
благородное обоняние обитателей замков миазмами, переполнявшими средневековые
деревни, а визг свиней не мешал утреннему, как известно, самому сладкому сну
сиятельств.
Да что там дворянские
замки! Церкви и те часто стояли на отшибе, за пределами «жилой зоны». Правда,
тут причина иная: храмы, как известно, принято ставить на возвышенности, а
крестьянские деревни все больше понизу пристраивались, к речкам и ручьям
жались.
Неужто наши академики не
знают, как обстояло дело во Франции? Знают, конечно. Почему же считают, что у
нас было иначе? Потому, что дикие бородатые славяне в землянках? Вот бы и
объяснил нам товарищ Ляпушкин, в каких землянках обитали Аскольд, Дир, Олег; в
каких норах влачили жалкое существование Свенельд, Стемид, Руар и другие
многочисленные «бояре Рюриковы».
Но, возразят, с возмущением,
у франков были города, а у нас?! А у нас, в лучшем случае – огороженные
деревянным частоколом убогие погосты. Мы на это ответим одной цитатой:
«Хотя в
Тёмные века уже существовало множество «городов», они являлись всего лишь
укреплёнными поселениями или торговыми центрами, окружёнными правительственными
или религиозными сооружениями»
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Каролингская_империя).
Это не о Руси. Это – о
Франции Х столетия. И, если на то пошло, города Руси – Киев, Чернигов,
Перяслав, Полоцк были куда больше и богаче «среднестатистического» европейского
«города». Лондон, Париж и даже Рим по сравнению с Киевом выглядели жалкими
деревушками! Не верите? Позже мы этот вопрос рассмотрим весьма подробно.
Рассказывать доверчивому
народу об отсутствии имущественного расслоения в Руси – фашизм чистой воды. Фашисты,
как известно, стремятся доказать ущербность определенных этносов в сравнении с
другими. Только наш фашизм – особого рода: недочеловеков, не способных ни к
государственному строительству, ни к социальному прогрессу, из наших предков делают
наши же историки.
Цікава стаття, як і весь блог. А думки, викладені тут підтверджують, зокрема, листи доньки Ярослава Мудрого Анни про Париж, яким вона його побачила, приїхавши в якості нареченої короля Франції Генріха І. Час звісно пізніший, уже після хрещення Русі, але й цим багато сказано. Французькі дослідники цитують рядки з листа Анни до батька у Київ: «У яку варварську країну ти мене послав; тут житла похмурі, церкви потворні і звичаї жахливі».
ВідповістиВидалити